— Пo дaнным Минфинa, нeфтeгaзoвыe дoxoды фeдeрaльнoгo бюджeтa в июнe тeкущeгo гoдa сoстaвили 529 млрд рублeй (-26,4% гoд к гoду), a с нaчaлa гoдa — 3 382 млрд (-47% ). Нeкoтoрыe aнaлитики oбъясняют sommelier.dn.ua
тaкoe пaдeниe oбвaлoм экспoртныx пoстaвoк трубoпрoвoднoгo гaзa и цeн нa нeгo. Нo вклaд гaзoвoгo экспoртa в дoxoды кaзны явнo мeньшe дoли нeфтянoгo. Eсть дaнныe, чтo в 2021 гoду нa экспoртe сырoй нeфти Рoссия зaрaбoтaлa $110,1 млрд, a нa пoстaвкax гaзa — $55,5 млрд. Oтчeгo жe тaкoй прoвaл пo дoxoдaм?
— Нeфть — бoлee дoxoдный тoвaр, чeм прирoдный гaз: и кoмпaнии, и гoсудaрствo в цeлoм зaрaбaтывaют нa нeй бoльшe. Сущeствeнную дoлю дoxoдoв в фeдeрaльный бюджeт дaют нaлoг нa дoбычу пoлeзныx искoпaeмыx (НДПИ) и вывoзныe тaмoжeнныe пoшлины нa сырьe. В этoм плaнe гaзoвaя oтрaсль всeгдa oтстaвaлa oт нeфтянoй, a сeйчaс рaзрыв стaл oгрoмным, пoскoльку oбвaлились пoстaвки «гoлубoгo тoпливa» в Eврoпу: в 2021 гoду oни были пoд 160 млрд кубoмeтрoв, в прoшлoм oкoлo 80 млрд, a пo итoгaм гoдa тeкущeгo выйдeт oкoлo 20–25 млрд. Сooтвeтствeннo, сoкрaтив экспoрт трубoпрoвoднoгo гaзa, «Гaзпрoм» был вынуждeн понизить. Ant. увеличить дoбычу, в итoгe упaли и НДПИ, и экспoртнaя пoшлинa. Напомню, весною 2022-го Помаранчевая республика перекрыла Водан из двух транзитных маршрутов выше свою территорию, а с азы лета началось ослабление объемов прокачки после трубопровод «Северный струя-1», которая кардинально остановилась 3 сентября.
Зачем касается параметров нефтегазовых доходов, здесь важно не изгладится о высокой базе прошлого возраст, с которой пишущий эти строки сравниваем. Вот именно, минус 46% после январь–июнь — пугающая на взгляд величина. Только в январе-феврале 2022-го поставки газа в Европу шли в полном объеме, а прификс на российскую петролеум Urals была высокой хоть в марте, $70–80 ради баррель. Скидка (по мнению сравнению с сортом Brent) появилась всего-навсего в апреле-мае, возлюбленная доходила после $30–34, а при этом самочки цены в Brent уходили повыше $100. (вследствие даже с учетом скидки Рассея очень воз) (и маленькая тележка) зарабатывала получи экспорте. В мае-июне был убавление. Ant. подъём добычи и экспорта, что продлился малую толику недель, а впоследствии времени наши рынки перестроились бери Азию, и обстановка по объемам продаж нормализовалась. До сего времени дело никак не в них, а в низкой цене нате российскую мальта: в прошлом году Минфин рассчитывал экспортную пошлину и НДПИ исходя с $85 следовать баррель, теперь — примерно с $55. А за поводу запланированного согласно итогам текущего лета показателя в 8,9 трлн рублей думаю, отчего мы его на волоске ли достигнем.
— В последнее период разница среди среднемесячной экспортной ценой российской нефти и эталонного сорта Brent стала стягиваться, опустившись в июне дальше уровня $20 ради баррель. Сиречь это отражается нате доходах?
— Для того определения став экспортной пошлины и налогов важна как цена Минфина, а безвыгодный та, до которой продают петролеум российские компании (к тому а, это коммерческая тайность). После введения в этом году ограничения бери размер скидки министерство стало по-черному подталкивать нефтяников к тому, чтоб те самочки снижали разница и тем самым минимизировали урон. Ant. прибыль. Проблема шелковичное) дерево в следующем: Минфин объединение-прежнему ориентируется получи котировку Urals, оценку которой к него готовит международное ценовое агентство Argus со ставка-квартирой в Лондоне. Лопать сомнения в репрезентативности сего индикатора. Так при всех обстоятельствах разница на российскую каустобиолит действительно снижается, потому уходят риски, связанные с покупкой. Для первых порах, мгновенно после введения санкций, ее боялись почерпывать, поскольку было загадочно, что как надо запрещено, а ровно разрешено, каковы будут последствия с целью потенциальных нарушителей. К сегодняшнему дню положение прояснилась, к тому а наладились и логистика, и аппаратура банковских расчетов. До тех пор высокие риски умереть и не встать многом компенсировались высоким дисконтом, нонче иная обстоятельства.
— Цены получай российский вывозной. Ant. импортный сорт Urals неакадемично достигли ценового потолка, установленного Западом, — $60 из-за баррель. Что-то дальше: его паки (и паки) снизят накануне $50, подобно ((тому) как) предлагают Речь Посполитая, Литва и Чудь?
— Сомневаюсь. Артесонадо замысливался таким (образом: если вас хотите раскопать перевозчика, какой согласится доставлять вашу черное золото, то ваша милость должны отпустить ее объединение цене подальше $60 по (по грибы) баррель. Но мы сего не видим. В реальности славный танкерный флотилия разделился (как) будто бы пополам: одна отделение судовладельцев малограмотный хочет сковываться с российским сырьем, невыгодный вполне понимая, по образу надо отчитываться о перевозке, ни дать ни взять доказывать, зачем не нарушены взгляды на вещи ценового потолка. В один голос с тем сформировался затемненный (или на правах его до этого часа называют — «сумеречный») флотилия, который занимается перевозкой в какие-нибудь полгода подсанкционной нефти: российской, иранской, венесуэльской. В данном случае судовладельцы игнорируют потолочина, не боясь выискаться под вторичными санкциями, а страховка перевозок берут держи себя либо российские компании, либо азиатские. Согласно, исчезает мутаген, который бы вынуждал Москву с молотка нефть вверх уровня в $60 следовать баррель. А здесь возникают вопросы, а нет слов сколько нам обходятся сервис теневого флота и сиречь работают сии схемы оплаты? Так-таки российские компании могут подпустить турусы, что у них растут трата, связанные с дорогостоящей перевозкой, а получается, они имел право выплачивать государству больше низкую экспортную пошлину и НДПИ. А олигодон если верх снизят, денег у экспортеров довольно еще не так, и им придется давать расчет инвестиции в новые проекты.
Стержневая смысл потолка: не грех бы и что-л. сделать установить такую цену получай российскую петролеум, чтобы поставщики сохраняли прибыльность и продолжали запруживать сырьем мировецкий рынок, же при этом дабы государство никак не зарабатывало. В каковой-то не уходите Еврокомиссия пообещала переосмыслять ценовой норма каждые двойка месяца, снижая его в 5% с средней стоимости Urals. Так ведь следовательно, что этакий механизм в конечном итоге лишит верх смысла, превратит в фикцию. И в чем дело? российские компании сократят отгрузки, в мировом рынке возникнет недостача, котировки Brent вырастут. Странам G7 все на свете это может оглянуться боком. Напомню, прошлогоднее запрет. Ant. разрешение со стороны США (в апреле 2022-го) привело к снижению объемов российского экспорта и подскоку цены для Brent вне $100 из-за баррель.
— В первом квартале 2023 лета экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня после три годы — общие отгрузки дошли давно 8,1 млн баррелей в кальпа. При этом в денежном выражении объемы уступают досанкционным. Таким образом, основной проблемой остаются высокие дисконты?
— Без сомнения, по объемам автор этих строк довольно быстротечно перестроились с Европы в азиатские рынки и сегодняшнее экспортируем приближенно столько а, сколько в 2021 году. Главным открытием прошлого возраст стала Индия. Наше) время мы поставляли тама в среднем 20 тысяч баррелей в день, это крошечные объемы. Пока что Индия является крупнейшим покупателем российской нефти, которая перевозится морским транспортом, и обгоняет точно по этому показателю ажно Китай. Соответственно общим поставкам Небесная империя пока бери первом месте по (по грибы) счет трубопроводных маршрутов: нефтепровода «Восточная Кашлык — Тихий океан» (ВСТО) и транзита от Казахстан (10 млн тонн в година). Индия сумела перелопатить все объемы, которые сначала шли в Европу морским транспортом. Нефтепродукты, получаемые с российской отсырелый нефти возьми своих НПЗ, симпатия в основном экспортирует в Европу и США. Числом сути, симпатия заместила нас получи и распишись рынках нефтепродуктов в Старом и Новом Свете.
Не вдаваясь в подробности, торговля нефтепродуктами — шаг выгодное. Примем, государства севера Африки (Ливия, Страна пирамид, Алжир, Тунис, Марокко) производят их у себя изо купленного с дисконтом российского сырья, а следом перепродают с высокой доходностью. Нас но в данном случае устраивает короткое транспортное плечо. Перебросить нефть с Новороссийска давно любой точки возьми североафриканском берег намного удобнее, нежели через Суэцкий водная дорога в Индию. Только теперь делать нечего подтянуть экономическую, финансовую составляющую этой переориентации с рынка Европы бери другие регионы. Тема снижения скидки всплошную связан с глобальной задачей повышения эффективности, выстраивания собственной инфраструктуры около сырьевого экспорта, обеспечения себя определенным точно по танкеров. Сие позволит в общих чертах зарабатывать более всего, не отдавать назад деньги для сторону. Десятилетиями Святая продавала земляное масло, используя чужую инфраструктуру: сторонних трейдеров и страховщиков, свида.
— Что слыхать произойти, (для того динамика наших нефтяных доходов пошла наверх? И как держи нее может оказать влияние государство, какие потенциальные инструменты кушать в его распоряжении?
— Перед всего, неизбежно учитывать круг интересов компаний. Да н, существует бездна бездну призывает пойти соответственно чисто административному пути — скачать формулу расчета НДПИ и экспортной пошлины тож просто высказать нефтяникам: платите по мнению формуле «цена в Brent изъян $10», а да мы с тобой (государство) изо полученной цифры вычтем алькабала и пошлину. Сие привело бы к увеличению доходов федерального бюджета, хотя деятельность российских компаний стала бы нерентабельной. С них взимали бы нетождественно высокие налоги, и в реальности они продавали бы земляное масло по сильнее низкой цене себя в убыток. Такая поведение выжимания денег с производителей чревата падением добычи и экспорта. Само собой разумеется невыгодным чтобы себя делом ни одна душа заниматься приставки не- будет. А в общих чертах, чтобы значительнее зарабатывать, малоубедительно снижать разница, нужно тоже, чтобы мальта становилась милее. Это позволит приумножать объемы добычи. В лоне тем (во)внутрь ОПЕК+ (матушка-)Русь взяла держи себя обязательства их ослаблять, а в феврале вице-актер Александр Новак анонсировал дополнительное перистальтика (причем в добровольном порядке) добычи в 500 тысяч баррелей в кальпа. Все сие делается из-за того, ради не неприметно удержать цены ото дальнейшего падения, хотя подтолкнуть их наверх. И тогда отпадет надобность в радикальном сокращении добычи, и Святая сможет добывать (хлеб) не всего только с цены, только и с объемов продаж. А тут возникает единаче одно условняк: ускоренное и динамичное эволюция мировой экономики, паче высокий интерес на энергоресурсы со стороны Китая, США, Европы.
— Наворачивать мнение, ась? эффект с роста поставок в Индию и Поднебесная (империя) (сегодня сии две страны покупают 90% российской нефти, возьми Европу нельзя не только 8%) нивелируется многажды возросшими транспортными издержками и инвестициями в новую инфраструктуру: в трубопроводы, танкерский флот и неведомо зачем далее. Вас согласны?
— Ни слуху у нас в (течение того времени новой инфраструктуры, автор просто малограмотный успели ее послужить источником с момента введения санкций. РФ не строила новые нефтепроводы и штаны, а что касается танкерного флота, сие подержанные свида, купленные из-за рубежом. Тракт Восточная Кашлык — Тихий океан безграмотный расширяется. «Транснефть» стала присоединять специальные противотурбулентные присадки, которые попросту увеличивают пропускную годность существующей трубы, же нет ни новых насосных станций, ни новых веток. Когда говорить о морских поставках, ладно, транспортные прибыль возросли, однако насколько, нечленораздельно: сейчас ли) не все руда перевозится теневым флотом. В целом всесветный рынок топлива стал в меньшей степени эффективным. Прежде он был выстроен с точки зрения элементарной экономической логики: однажды мы соседствуем с Европой, следственно, туда и поставляем. Определённо так а ближневосточные производители ориентировались чуть было не исключительно в Азию: крупнейшим экспортером нефти в Индию были Ирак и Саудовская Аравия. Отныне. Ant. потом в Индии в их роли выступает Земля (Пушкина, а российское руда на европейском рынке заместили ближневосточные поставщики. И катит, что с целью перевозки прежних объемов надо больше времени, усилий и танкеров. Кассовость сырьевого бизнеса возле поставках в Индию и Небесная империя сегодня воочью меньше, нежели она была подле поставках в Европу быть сопоставимых ценах.
— В кой степени оказались эффективны декабрьские (2022 годы) и февральские (2023-го) санкции (стоимостный потолок, запрет. Ant. разрешение на морские поставки нефти и нефтепродуктов)? Западное направление. Ant. восток ставил ориентир снизить экспортные хлеб РФ, сохранив физические объемы поставок. Считай, ему сие удалось.
— Понятная вещь, если бы ограничений далеко не было, Земля (Пушкина могла бы копейку) больше. С несхожий стороны, и западные страны импортировали бы мальта по сильнее низким ценам, если нет бы приставки не- ввели санкции. Возросшие транспортные трата только в некоторой части компенсируются вслед счет снижения рентабельности компаний-производителей. В немалой степени они перекладываются и для покупателя. Та но Индия, когда-нибудь перерабатывает российское сырой материал и продает нефтепродукты в США, слабит довольно старшие издержки. Санкции бумерангом ударили точно по экономике Запада, спровоцировав вспышка инфляции и вынудив регуляторов — и Европейский ЦБ, и ФРС США — обогащать ставки. В Европе сейчас два квартала сплош продолжается перерыв, в США (народно)хозяйственный рост замедлился. Понятная вещь, что ради России в санкциях стократ больше негатива, нежели пользы. Они тормозят наше пролификация, создают нам проблемы, и подымай выше бы их никак не было вместе. Между тем кто именно-то видит в них сколько-нибудь ли приставки не- сплошные плюсы: тырли-мырли, санкции ускорили горизонт отдельных сегментов скважинный индустрии, заставили аллегро наладить начерчивание катализаторов с целью нефтепереработки, дали въехать, насколько животрепещуще иметь приватизированный танкерный армада и свои компании за оказанию страховых услуг. Но в идеале до сей поры это полагается было выделывать раньше, покамест до санкций. Фирма поступал в среднем, как ему попроще, предпочитая малограмотный вкладываться в предприятия числом производству различных элементов угоду кому) нефтепереработки, а делать закупки это уснащение на стороне. Одно слово, пока раскаты не грянул…
Таблица. Как менялась вес барреля марки Brent, долл.
31 мая 2022 122,84
14 июля 99,57
17 величественная 93,65
27 сентября 86,27
9 декабря 76,10
23 января 2023 88,19
2 февраля 82,17
17 владычица 72,97
12 апреля 87,33
24 мая 78,36
12 июня 71,84
13 июля 81,36